"Рейтинг школ ульяновской области" перейдите пожалуйста по ссылке http://рейтинг-образование73.рф/

 

МКОУ Папузинская основная общеобразовательная школа

Воспитание экологической культуры учащихся общеобразовательной школы в рамках основного образования

      На сегодняшний день на лицо масса пробелов в воспитательной работе со школьниками. Особенно остро данная проблема стоит в воспитании экологической культуры подрастающего поколения. Смена общественной формации в России, переоценка идеологических и социальных ценностей, отсутствие новых сформированных общественных ориентиров в идеологии и воспитании привело к массе негативных явлений в среде молодежи и подростков. Тем не менее, общечеловеческие ценности, такие как: жизнь, физическое и психическое здоровье человека, комфортность его жизненных условий и гармоничные взаимоотношения с окружающим миром остаются незыблемыми. Не смотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и не живой природы. Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально-значимых экологических, природоохранных проектов – реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления.
 
    Исходя из вышеописанной актуальности проблемы, нами была поставлена Цель:  Организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе по биологии.      
Задачи: 
1.Сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
 
2.Повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов; 
3.На основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране; 
4.Путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.
  Данная система работы по экологическому воспитанию школьников в рамках биологического образования реализуется уже в течение 8 лет. Контингент учащихся – основная образовательная ступень общеобразовательной школы. Каждый из структурных компонентов системы педагогического взаимодействия внутри школьного коллектива выполняет свою воспитательную роль, поэтому работа системы будет эффективной, в случае ее применения в данном комплексе.
 Характеристика структурных элементов системы.
Основная программа биологического образования сохраняется, выдерживается преемственность биологических предметов, сохраняется авторская образовательная линия. Но практически все уроки проводятся с использованием теоретического и наглядно-практического краеведческого материала (теоретические задания, коллекции и гербарии, статистические материалы и лабораторные объекты, наглядные демонстрационные материалы). Лабораторные и практические работы так же в основном проводятся с использованием местных объектов флоры и фауны. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов. В систему уроков введено большое количество лабораторных и практических работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Практикуется проведение «уроков под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. Но данная форма занятий слишком привязана к сезонам года и погодным условиям. Такие формы уроков способствуют формированию у учащихся многих компетентностей. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др. Эффективность и результативность образовательной и воспитательной деятельности основывается на активизации познавательного интереса обучающихся посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, компетентностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик. Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
 Применение различных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 5 классе на уроках природоведения очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического  воспитания делается опора на краеведческий материал. Учащиеся, несмотря на младший возраст, с удовольствием готовят сообщения, мини-рефераты по данной тематике. При изучении темы «Земля» проводится экскурсия по изучению местных горных пород, которую можно провести даже заранее, в зависимости от погодных условий, а позже вернуться к обсуждению ее результатов. Как правило, ребята по этой теме чаще всего берут задания на лето, творчески подходят к оформлению коллекций. Очень актуальным получается урок, посвященный полезным ископаемым, который так же проводится на местном краеведческом материале, красной нитью  проходит на нем тема бережного, рационального использования природных ресурсов, тема охраны окружающей среды. В темах «Жизнь на Земле» и «Человек на земле»  широко применяются на уроках ролевые игры, мини-диспуты. В качестве примеров, опять-таки, используется местный материал. Организуется экскурсия по сбору и изучению древних окаменелых останков, личное участие и работа в полевых условиях, по эффективности не заменит ни какое посещение краеведческого музея.
В 6 классе при изучении ботаники, в виду сокращения программы и часов по предмету, эффективно используются ИКТ, которые позволяют экономить время, а значит глубже изучить материал. Изучение растений, проведение лабораторных работ проводится с использованием местного флористического материала, исключение только в случае необходимости и в качестве иллюстративного материала. Особое внимание уделяется возделываемым местным культурам. Такие темы как: «Разнообразие, значение, распространение растений», «Природные сообщества», «Влияние деятельности человека на растительный мир» и т.д. проводятся в виде экскурсий. Лейтмотив многих занятий – «наша жизнь зависит от растений нашей планеты, и если ты в данный момент, ни чем не можешь помочь лесам Амазонии, то растениям соседнего леса, луга, парка – ты помочь можешь». 
Проведение уроков зоологии в 7 классе основывается на использовании краеведческого материала, постановках опытов и экспериментов с его использованием. Эффективно используется проектный метод при проведении исследовательских работ. Работа в группах осуществляется с опорой на учащихся-кружковцев, которые активизируют познавательную деятельность в команде. Практикуется использование ИКТ, элементы опережающего обучения в виде индивидуальных сообщений и докладов, активно формируются на научной основе гигиенические и санитарные знания и навыки (элементы здоровьесбережения). Отдельные темы уроков изучаются в форме экскурсий. Краеведческий компонент присутствует практически на каждом занятии, при этом у учащихся формируется установка – «окружающий мир природы разнообразен и прекрасен, в нем нет ничего лишнего, научись жить в гармонии с ним, береги и охраняй его».
  В 8 классе, при изучении раздела биологии «Человек» - основное внимание уделяется формированию ценностного отношения к своему здоровью на основе научных знаний. Помимо традиционных занятий, здесь эффективно применяются «Уроки-диспуты», уроки-практикумы, лекционно-реферативные уроки. Так же активно используются межпредметные связи с ОБЖ.
 При изучении основ общей биологии в 9 классе используются все вышеназванные формы методик и различные типы уроков. Помимо общетеоретической подготовки, особое внимание уделяется формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся, гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, в том числе с социумом, формированию гражданской ответственности каждого человека за будущее человечества как биологического вида (при изучении тем по генетике, селекции, эволюции и экологии). Ключевая идея здоровьесбережения – «здоровье каждого индивидуума – здоровье нации, здоровье вида в целом».
 Кроме реализации основной программы биологического образования основное место в работе по экологическому образованию и  воспитанию школьников отводится реализации различных индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера. Так учащимися МОУ Папузинской основной общеобразовательной щколы были выполнены групповые и индивидуальные краеведческие и экологические проекты: «Исследования видового состава флоры села Папузы Базарносызганского района Ульяновской области» «Сохрани село чистым!», «Изучение родников в окрестностях села Папузы», «Начни с себя!», «Красная книга села Папузы»., природоохранный социально-экологический проект «Охрана пруда села Папузы» Отдельные блоки отводятся на реализацию социально-экологических проектов, таких как: патриотическая акция «Цветники у памятника павшему солдату», благоустройство и озеленение территории школы и села и др.  В рамках программы проводятся научно-исследовательские работы в области экологической безопасности и охраны природы, изучение природы родного края, наиболее интересных представителей местной флоры и фауны, природных биогеоценозов. На сегодняшний день, активно осуществляется взаимодействие учащихся МОУ Папузинской основной общеобразовательной школы со школьниками близ лежащих школ в рамках проведения совместных биологических и экологических мероприятий: различных конкурсов, «Экологических троп», краеведческих викторин. Кроме этого учащиеся нашей школы при реализации природоохранных проектов взаимодействуют с администрацией села Папузы, с его жителями и своими родителя, проводят агитационную работу, а также прибегают к их помощи по уборке и озеленению территории села Папузы. Традиционными стали такие мероприятия как: «Экологическая тропа», межшкольная краеведческая викторина «Знаток Базарносызганского района», межшкольный экологический конкурс «Флорист».   Отраден тот факт, что практически все подобные мероприятия проводятся в полевых условиях и посвящены изучению и исследованию природы родного края.
  В последние годы активизировалась работа со школьниками, увлеченными биологией и экологией по участию в различных мероприятиях районного, окружного, областного уровней. Причем, мероприятия, в которых принимают участие наши учащиеся, в основном носят исследовательский, краеведческий, природоохранный характер.
  Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы.

 План проведения массовых мероприятий с детьми в рамках экологического воспитания учащихся МОУ Папузинской основной общеобразовательной школы

 
Название мероприятий
Сроки
Кто задействован
Ответственный
  1. Экологический поход "Мы – друзья леса"
Сентябрь
учителя
Каляев Г. Б.
2. Экологическая игра по станциям "По лесным тропинкам"
Октябрь
1-9
Солдаткина Е. В.
3. Акция «Жалобная книга Природы»
Октябрь
(4 октября)
5-7 классы
Самосадская Л. К.
4. Акция «Правила поведения в природе»
 
Октября
 
5-7 классы
 Яшанин П. Н.
5. Акция «Птицы»
  • Листовки
  • Кормушки
  • Статья
  • «Домик для птицы»
 
Ноябрь
Ноябрь
 
Март – апрель 
1-9 классы
Самосадская М. Н.
Мероприятие «Берегите птиц»
Ноябрь-декабрь
1-4 классы
Туманкова С. А.
Красная книга села
Январь
7-8 классы
Гусева Т. Н.
Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта
В течение года
5-9 кл
Храмова Ю. А.
Акция «Вторая жизнь старых вещей»
Февраль
6-9 классы
Самосадская М. Н.
Научно-исследовательское и социальное проектирование.
В течение года
5-9 классы
Гусева Т. Н.
Храмова Ю. А.
Акция «Зеленый двор»
В течение года
1-9 классы
Белобородова М. Ю.
Оформление рекреации на экологическую тему
В течение года
5-9 классы
Солдаткина Е. В.
Классный часы
Март
21 – международный день Земли
22- международный день воды
5-11
Классные руководители
Акция «Чистый двор»
Март-апрель
2-9 классы
Яшанин П. Н.
Экологический десант
Апрель- май
5-11 классы
Храмова Ю. А.
Итоговое мероприятие: "Мир, в котором ты живешь"
Май
1-8 классы
Каляев Г. Б.
Подведение итогов работы за год, планы на следующий год
июнь
учителя
Селиверстова О. А.
 

© papuzinskaya-schkola2011

Сделать бесплатный сайт с uCoz